Слабовидящим

Дистанционное обучение

Новости

Видеозаписи вебинаров для преподавателей УдГУ

Дистанционное обучение с видеотекой Учебного центра "Решение"!

25 марта 2020 г. – Международная онлайн-конференция по цифровому образованию

Ежегодная конференция «EdCrunch Ural: новые образовательные технологии в вузе» в онлайн-формате

Дистанционный формат в новых условиях: успешные практики

УрФУ открыл бесплатный доступ к своим онлайн-курсам!


Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники!

В условиях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции Минобрнауки России рекомендовало вузам предусмотреть возможность перевода контактной работы преподавателей со студентами в дистанционную форму.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию в регионе, с 23 марта 2020 г. до особого распоряжения УдГУ принял решение о полном переходе на обучение с использованием дистанционных технологий для студентов и аспирантов всех форм обучения.

Подраздел «Дистанционное обучение» призван информировать студентов, преподавателей и сотрудников УдГУ об особенностях организации образовательного процесса в дистанционном формате.

Информационно-консультационная поддержка по вопросам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий доступна по следующим координатам:

  • по техническим вопросам: (3412) 916-376, udsuido@gmail.com, УНБ им. В.А. Журавлева, каб. 407;
    С понедельника по пятницу с 08:30 по 19:30, в субботу с 8:30 по 14:30.
  • по учебно-методическим вопросам: (3412) 917-382, petlar75@mail.ru, 1 корпус, каб. 215а.

Вопросы можно также задавать через Интернет-приемную в адрес проректора по учебной и воспитательной работе М.М. Кибардина или проректора по информатизации, цифровой образовательной среде и профессиональной ориентации П.М. Ходырева.

Следует помнить, что дистанционное обучение, то есть освоение образовательной программы опосредованно (на расстоянии), не изменяет объем и содержание учебных дисциплин. Студенты должны участвовать в предложенных преподавателем дистанционных формах учебной работы, выполнять задания, вести переписку, изучать учебные материалы. При дистанционной форме контактной работы должен фиксироваться ход образовательного процесса, в том числе фактическое участие студентов в занятиях, проводимых в дистанционном формате, результаты текущего контроля успеваемости студентов. В то же время следует иметь в виду, что изучение некоторых дисциплин или проведение отдельных видов учебной работы, например, лабораторных работ, не может быть организовано опосредованно (на расстоянии), и поэтому может быть перенесено на иной период текущего семестра или на следующий учебный год.

При дистанте применяются различные инструменты виртуальной коммуникации, исключающие очное взаимодействие студентов и преподавателей. Высшая школа экономика представила подробный обзор инструментов для дистанционного обучения: elearning.hse.ru/if_you_want_to_create. Хорошая подборка полезных ссылок и советов по организации учебного процесса в онлайне приведена NTI Platform.

PDFЦифровые инструменты в онлайн-образовании были представлены в презентации Н.А. Хлебниковой на вебинаре для преподавателей УдГУ 23 марта 2020 г.

Видеозапись вебинара Н.А. Хлебниковой "Цифровые инструменты в онлайн-образовании"

На Yоutube можно посмотреть серию из 7 полезных роликов с короткими комментариями по самым важным вопросам, которые сейчас стоят перед преподавателями, планирующими переходить на дистант.

Портал ИИАС

Основу электронной информационно-образовательной среды УдГУ составляет портал ИИАС, в личных кабинетах которого преподаватели могут выкладывать для студентов учебные материалы и ссылки на электронные ресурсы, в том числе ссылки на электронные учебные курсы, онлайн-курсы, образовательные платформы.

Система электронного обучения УдГУ (distedu.ru)

УдГУ рекомендует в качестве основного инструмента организации работы в дистанте Систему электронного обучения УдГУ. Платформа «Система электронного обучения УдГУ» (distedu.ru) позволяет преподавателям создавать и администрировать свои электронные учебные курсы. В курсах можно размещать учебные материалы, ссылки на видеофайлы, тесты, задания, презентации и т.д. Преподаватель может выставлять оценки, вести переписку со студентами. На платформе доступна авторизация по логину и паролю портала ИИАС. Создание электронного учебного курса или хотя бы его части, а также запись на него студентов – это несложный процесс, но он сможет открыть для преподавателей интересный мир электронного обучения, который не только поможет учить в дистанте, но и прекрасно дополнит очную работу со студентами в будущем. Краткую памятку по открытию курсов в Системе электронного обучения можно посмотреть здесь: DOCXКраткая памятка по созданию электронного учебного курса.

Видеозапись вебинара И.К. Войтович "Электронные учебные курсы в Системе электронного обучения УдГУ"

Видеоинструкция о создании электронных учебных курсов в Системе электронного обучения УдГУ

Социальные сети

Для удаленного обучения Минобрнауки России рекомендует использовать бесплатные возможности социальной сети ВКонтакте, аккаунты в которой есть практически у каждого обучающегося и преподавателя. Социальная сеть вполне может использоваться в учебных целях, предлагая для этого готовый набор инструментов: закрытые и публичные группы (сообщества) и чаты; прямые трансляции, запись видео; хранилища документов, учебных материалов, аудио и видео контента и т.п.

Для поддержки университетов по переходу в дистанционный режим команда ВКонтакте подготовила подробные рекомендации для преподавателей по использованию платформы. В сообществе VK Education можно следить за новостями ВКонтакте для образовательных учреждений, а в сообщениях сообщества агенты Поддержки оперативно ответят на все вопросы.

Поддержание коммуникации со студентами

Поскольку при дистанционном обучении у преподавателей нет возможности встретиться со студентами лично, очень важно обеспечить возможность оперативной коммуникации. В этом помогут:

  1. Электронная почта
  2. Мессенджеры (WhatsApp, Viber и др).
  3. Инструменты платформы Google: студенты могут объединяться в гугл-группы, общаться через Hangouts и чаты.
Интернет-трансляции

Лекции и семинары могут проводиться в онлайн-формате с помощью различных веб-инструментов. Большинство позволяют также записывать лекции и работать в группах.

У студента могут возникнуть трудности с интернет-связью во время проведения лекции в формате интернет-трансляции (стрим). Чтобы этого избежать, можно записать видео и предоставить к видеозаписи доступ всем желающим: материалы можно загрузить на Youtube или в социальной сети ВКонтакте.

Для проведения интернет-трансляций, в том числе вебинаров, могут быть использованы следующие возможности:

  1. Сервис видеоконференций AdobeConnect. Планирование вебинаров в AdobeConnect производится через 407 каб. УНБ им. В.А. Журавлева (тел. 916-376).
    Сервис видеоконференций AdobeConnect можно использовать также самостоятельно, в том числе в домашних условиях. Смотрите видеозапись выступления О.П. Гущина о работе с сервисом AdobeConnect.
  1. Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров Zoom. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Участники могут подключиться ко встрече через телефон (рекомендуется установить приложение Zoom) или через компьютер (не требуется устанавливать ПО). Ограничение времени в 40 минут не мешает провести учебное занятие в две части, то есть заранее запланировать две трансляции, ссылки на которые отправить студентам. Подробнее см. на сайте Н.А. Хлебниковой - hlebnikovanata.blogspot.com/p/blog-page_14.html?m=1

Как работать с программой (для преподавателя):

Как работать в программе (для студента):

  1. трансляции ВКонтакте доступны даже с обычного смартфона.
  2. трансляции на Yоutube.

Для трансляций ВКонтакте и Youtube с использованием презентаций понадобится программа Open Broadcaster Software (OBS) (скачать по ссылке Скачать: OBS Studio 20.0.1, портативный ~100.0 MB (Open Source)).

О настройке программы:
projectobs.com/ru/гайды/прямая-трансляция-вконтакте
www.youtube.com/watch?v=09beY7fwkJ8

Открытые онлайн-курсы

Важным способом вовлечения интернет-ресурсов в образовательный процесс являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Результаты освоения таких курсов могут быть зачтены в качестве результатов освоения дисциплин (частей дисциплин, видов учебной работы, например, лекций). На сайте Минобрнауки России постоянно дополняется перечень онлайн-курсов, открытых для свободного использования.

С каждым днём появляется все больше сайтов, предоставляющих свободный (бесплатный) доступ к учебному контенту.

Например, в последние дни АНО «еНано» (Группа РОСНАНО) открыла бесплатный доступ к курсам образовательной платформы edunano.ru.

Доступны бесплатно все книги и сервисы образовательной платформы «Юрайт».

В текущем семестре (март-июль 2020) НИУ ВШЭ готов предоставить доступ к прохождению онлайн-курсов на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» для вузов, находящихся на карантине, в рамках поддержки российского регионального образования (подробнее по ссылке: elearning.hse.ru/onlinehelp).

Поволжский РЦКОО («Волгатех») предлагает свои онлайн-курсы, доступные в каталоге федерального ресурса «одного окна» по ссылке: online.edu.ru/ru/courses/?instid=25.

LF Академия открыла полный доступ к видеолекциям по различным отраслям права от ведущих экспертов мирового юридического сообщества.

Электронные библиотечные системы (ЭБС)

В настоящее время в УдГУ действует подписка на коллекции книг электронных библиотечных систем (ЭБС) «Юрайт», IPRbooks и «Лань», а также появились дополнительные ресурсы для бесплатного удаленного доступа (подробнее смотрите по ссылке - udsu.ru/news/show/unb-udgu-napominaet-o-resursah-dlya-udalyonnoj-raboty).