Слабовидящим

Открытие выставки «Иллюзии природы» Владимира Кошаева и Андрея Зыкина

17 октября в 16.00 в музее Института искусств и дизайна УдГУ состоится открытие выставки «Иллюзии природы» Владимира Кошаева и Андрея Зыкина (VI корпус, 510)

Фотография – наиболее демократическое из искусств. Ее всеобщая распространенность, технологичность, быстрота получения результата есть своего рода отпечаток общественной жизни. Предшествующая кино, питающаяся от самых корней жизни светопись прочно и навеки определила самые разные жанры: студийные, пейзажные, репортажные. С помощью фото человек проник в молекулярные и космические глубины, «остановил» летящую пулю, создал летопись человеческой истории – лицо человечества – в последние 170 лет жизни.

По мере того, как фотография превращается в общедоступное народное развлечение, в «коллекционирование» образов и событий окружающего мира, она продолжает оставаться глубоко философским и до конца не раскрытым явлением современного искусства. Для того, чтобы приблизиться к понятию смысла фотографии необходимо рассматривать ее как место соприкосновения и взаимодействия физической реальности с творческим разумом человека, в частности творца того или иного образа. Фиксируя моменты времени и изолируя их от общего временного потока, фотография позволяет взглянуть на них по особенному, разглядев новые и разнообразные значения. Все это происходит благодаря двум психологическим закономерностям: психика человека организована таким образом, что она приспосабливается к пониманию целого, а чтобы постичь детали ей нужно время; и всякий элемент, выхваченный из контекста, меняет свою природу и обнаруживает новые свойства.

Выставка объединила работы двух авторов, по-разному созерцающих и отражающих окружающую реальность, по-своему реализующих возможности фотографии. Общее название коллекции – «Иллюзии природы». Миссия проекта обозначена как «Природные и технологические фактуры в аналоговой и цифровой фотографии». Этим обусловлен и большой размер изображений: до трех с половиной метров. Данный контекст предполагает сосуществование образных и научных задач: эстетическое переживание и научную подоплеку формы, нашедшей отражение в названии темы «Визуальные и биологические контексты географических ландшафтов» (рук. Андрей Зыкин.). Эта тема является частью проекта «Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона» (рук. В.Кошаев), в программе Минобразования и науки РФ «Развитие потенциала высшей школы 2006 – 2008». В попытке связать художественно-образные возможности фото со средствами технологии его получения лежат те приемы композиционной структуры, которые актуальны для понимания законов связи перцепции с различными видами перспективы, для осознания значения фактурного и текстурного разнообразия природной материи в декоративном искусстве и дизайне и др.

Все это показывает, насколько многогранна в своих подходах может быть современная фотография. Безусловно, связующей нитью выставки является то, что не оставляя видимых следов своего присутствия, авторы неизбежно оказываются частью изображаемого, наполняя его частичкой своего духовного содержания. Авторы будут счастливы, если тот импульс, возникающий в момент, когда человек сталкивается с фотографией, сможет заставить его поразмыслить над увиденным. Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животными и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография в современном мире наделена привилегией помогать человеку изучать себя.

(Владимир Кошаев)

Подробнее по тел.: 916-109 (Килина Лариса Васильевна, директор музея ИИиД УдГУ)