Организаторами выступили Институт языка и литературы УдГУ и кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики. В рамках форума состоялись 2 научно-практические конференции: «Русский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы» и «Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы», которые включали в себя множество секций по различным направлениям.
Это уже второй по счету форум, предыдущий состоялся в 2019 году. По словам организаторов, участие в первом форуме принимало меньшее количество людей, в основном из УдГУ. В этом году форум собрал большее количество участников.
На форуме выступили преподаватели и студенты как из зарубежных вузов (Испания, Чехия, Словакия, Греция, Китай), так и из вузов России (Казань, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск, Волгоград, Калининград, Москва и Санкт-Петербург, вузы Дальнего Востока, а также вузы западной и восточной Сибири). Для многих из них привлекательным оказался именно дистанционный формат участия.
Юшкова Людмила Анатольевна, д. ф. н. доцент, зав. кафедрой иностранных языков в сфере права, экономики и управления, зам. директора ИЯЛ по научной работе, УдГУ:
«Международный научный форум «Современные языки в динамике и взаимодействии» проводится в ИЯЛ второй раз, и хотелось бы отметить, что интерес к этому мероприятию со стороны научной общественности стал заметно выше. Это связано как с широким кругом обсуждаемых актуальных тем, так и с тем, что Форум проводился в этом году в смешанном формате. Для многих участников выступление онлайн оказалось удобной формой участия. Очень приятно, что, несмотря на то, что многие участники представляли свои доклады дистанционно, на секциях состоялось полноценное, активное и плодотворное обсуждение. В этом есть большая заслуга сотрудников УНБ им. В. А. Журавлева, которые обеспечили качественную связь и предоставили уютные, просторные и красивые аудитории. Несмотря на удаленный формат, участники смогли пообщаться, обменяться идеями, завязать дружеские и профессиональные контакты. Я считаю, что это самый важный итог нашего масштабного мероприятия. Выражаю искреннюю благодарность всем участникам из России и зарубежья, кто проявил интерес и нашел возможность принять участие в конференциях «Русский язык и русская речь в XXI веке» и «Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы», которые прошли в рамках Форума, а также моим коллегам, которые вложили очень много сил и времени для того, чтобы это важное мероприятие состоялось – Килиной Лилии Фаатовне и Сираевой Марине Наилевне. Отдельные слова благодарности хочу сказать заведующей отделением профессионального иностранного языка Раисе Гавриловне Шишкиной и директору ИЯЛ Надежде Владимировне Котовой за всестороннюю и вдохновляющую поддержку на всех этапах подготовки. Надеюсь, что проведение Форума «Современные языки в динамике и взаимодействии» станет традицией в ИЯЛ, и у нас будет возможность организовывать регулярные встречи в Ижевске специалистов в области лингвистики, литературы, лингводидактики, педагогики и культурологии для обмена научным опытом. Это важно всегда, а в настоящее время особенно».
В рамках одной из конференций состоялся научно-методический семинар для учителей, который стал еще одним важным этапом сотрудничества УдГУ со школами Республики и города. Преподаватели вуза рассказали об инновационных формах преподавания, методах работы на уроках русского языка, а также об изменениях в ЕГЭ и подготовке к Всероссийским олимпиадам по русскому языку. На семинаре выступили и выпускницы университета, которые теперь работают в школе – они делились своим опытом с коллегами, рассказали о полезных Интернет-ресурсах для преподавателей.
«Всегда приятно послушать других людей, обменяться опытом. Когда все время работаешь в школе, с одними и теми же людьми, в одном и том же месте – мысли стопорятся. Мне было интересно узнать про олимпиады и то, каким образом составляются задания – это важно для подготовки. Также узнала много нового про ЕГЭ. Несмотря на то, что я не занимаюсь подготовкой к экзаменам, я могу передать замечания и советы тем, кто отвечает за ЕГЭ в моей школе» – Бабкина Александра Павловна, учитель по русскому языку и литературе (школа № 100).
«Было интересно послушать молодых коллег, потому что мы, учителя старой формации, уже иногда работаем по старинке. Хочу отметить также выступления уже маститых наших коллег-преподавателей по вопросам олимпиады. Для меня, как учителя-практика, было полезно осознать, что я правильно готовлю детей к ЕГЭ. Еще раз утвердилась в верном направлении работы. Я всегда очень удивляюсь тому, как активно вуз смотрит в сторону школы и помогает нам бороться с проблемами. Очень радует такой подход» – Кедысь Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы (школа № 68).
Килина Лилия Фаатовна, зав. кафедрой русского языка, теоретической и прикладной лингвистики ИЯЛ:
«Мы стараемся проводить такие мероприятия регулярно. Проводим их именно в начале года для того, чтобы дать определенные установки учителям, рассказать об изменениях в ЕГЭ (у нас на кафедре работает председатель предметной комиссии по русскому языку) и тех изменениях, которые происходят во Всероссийской олимпиаде по русскому языку (я являюсь председателем комиссии в ней). Мы считаем своим долгом встречаться с учителями, обсуждать их проблемы, потому что нам нужна с ними обратная связь. Со многими из них мы постоянно поддерживаем контакт. Сотрудничество со школами очень важно для университета, так как мы следующая ступень и к нам приходят бывшие школьники. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам пришли мотивированные студенты с хорошей подготовкой».
В рамках VII Международной научно-практической конференции «Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы» работала секция «Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве». Секция объединила ученых в области межкультурной коммуникации и лингвистики, представляющих ведущие ВУЗы России из разных городов, таких как Владивосток, Калуга, Ижевск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Ставрополь.
Марина Наилевна Сираева, к. пед. н., доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации ИЯЛ УдГУ: Что касается содержания конференции, доклады всех выступающих, без исключения, были тщательно продуманы и подготовлены, полностью соответствовали заявленным темам, затрагивали актуальные вопросы и проблемы межкультурной коммуникации и языкового образования. В ходе работы секций в теплой и дружеской атмосфере состоялся конструктивный научный диалог, обмен практическим опытом, знакомство с образовательными практиками различных высших учебных заведений.
Прошедший форум был посвящен юбилею нашего университета и направлен прежде всего на то, чтобы каждый участник смог апробировать научную работу, приобрести навык презентаций своей работы на публику и получить мгновенную обратную связь. И, конечно, пообщаться с коллегами и установить новые контакты.
Головко Николай Вячеславович, к. ф. н., доцент кафедры русского языка как иностранного, Гуманитарный институт ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»: Хочу поблагодарить Вас и Ваших коллег за возможность выступить, за интерес к моей теме и за успешную организацию мероприятия. У меня остались хорошие и позитивные впечатления. На секции было живое и увлеченное обсуждение, в том числе и моего доклада; чувствовалось, что конференция собрала внимательных слушателей и увлеченных своим делом людей. Надеюсь, у нас еще будут возможности для сотрудничества.
Попова Нина Васильевна, д. пед. н., профессор Высшей школы лингводидактики и перевода, Гуманитарный институт Петербургского политехнического университета Петра Великого: Я очень благодарна Вам за возможность выступить у Вас на конференции. Все было хорошо организовано, как в техническом плане, так и в плане гостеприимства. Было приятно встретиться со старыми друзьями и обсудить актуальные темы. Будем рады пообщаться с Вами в Санкт-Петербурге!
Марина Наилевна Сираева, к. пед. н., доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации ИЯЛ УдГУ: Прежде всего, позвольте выразить искреннюю признательность всем коллегам, принявшим участие в работе VII Международной научно-практической конференции «Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы», которая была организована в рамках II Международного научного Форума «Современные языки в динамике и взаимодействии». В рамках конференции работала секция «Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве». Секция объединила ученых в области межкультурной коммуникации и лингвистики, представляющих ведущие ВУЗы России из разных городов, таких как Владивосток, Калуга, Ижевск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Ставрополь. Что касается содержания конференции, доклады всех выступающих, без исключения, были тщательно продуманы и подготовлены, полностью соответствовали заявленным темам, затрагивали актуальные вопросы и проблемы межкультурной коммуникации и языкового образования. В ходе работы секций в теплой и дружеской атмосфере состоялся конструктивный научный диалог, обмен практическим опытом, знакомство с образовательными практиками различных высших учебных заведений.
Шарафутдинова Насима Саетовна, д. ф. н., профессор, зав. кафедрой «Иностранные языки», Ульяновский государственный технический университет: Поздравляю Вас с успешным проведением Форума! Была очень рада послушать выступления коллег на секции «Динамика языковых и культурных процессов и явлений в современных разноструктурных языках». Спасибо за интересные доклады на актуальные темы.
Александрова Елена Андреевна, кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет: С признательностью и теплотой пишу о Втором международном научном форуме «Современные языки в динамике и взаимодействии» в Ижевске. Прежде всего хочу сказать о высоком уровне организации, замечательной и актуальной тематике секций, высоком уровне представленных докладов. Проблемы, рассмотренные в выступлениях участников, касались важнейших аспектов современной межкультурной коммуникации, международного сотрудничества и образования. Были поставлены и во многом решены некоторые вопросы, связанные с достижением баланса между универсальностью и специфичностью в контексте мультикультурного общества.