Аспирантура – это первая ступень научной карьеры, которая закладывает основы научных знаний, формирует специфику мышления будущего учёного и характер будущей научной деятельности.
В аспирантуре нашего университета в 2021 году обучалось 19 человек, в 2022 году на всех направлениях и в очно-заочных формах обучается 25 человек, в их числе один иностранный студент.
Сегодня рассказываем вам о будущих учёных, их научном пути и диссертациях.
Виктор Сергеевич Ясаков, аспирант 2 курса кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии
– Тема моей кандидатской диссертации: «Предметы из индоокеанских раковин в археологических памятниках Евразии VIII в. до н. э. – VII в. н. э.»
Учёба в УдГУ
В 2014 году я поступил на исторический факультет Удмуртского университета, желая стать археологом. И на 1 курсе обратился к профессору кафедры Елизавете Михайловне Черных, желая писать свою первую курсовую по археологии.
В полевых условиях я работаю с 2015 года, когда наш курс поехал на практику в Пермский край на раскопки Кудашевского могильника, потом были раскопки Дубровского могильника в Киясовском районе, различные разведки в районах Удмуртской Республики и Пермского края. Сейчас каждый год мы копаем в Ижевске.
В УдГУ я закончил бакалавриат и магистратуру, и мой научный руководитель Римма Дмитриевна Голдина – создатель и руководитель Камско-Вятской археологической экспедиции УдГУ – считает, что мне надо получить кандидатскую степень, а потом и докторскую.
О диссертации
С 1 курса бакалавриата я занимался темой находок предметов из крупных индоокеанских раковин на территории Прикамья, потому и решил по этой теме писать кандидатскую диссертацию.
Наибольшее количество предметов из раковин в Среднем Прикамье было обнаружено Р. Д. Голдиной в ходе раскопок Тарасовского могильника (1980-1997 гг.). Створками морских раковин украшали мужские пояса (белые раковины на красном поясе делали этот предмет одежды более престижным), из них также изготовляли бусы и подвески. Эти раковины доставляли из Индии, где их добывают и сейчас и используют для ритуальных нужд и медицины.
Сложно ли заниматься наукой? Сложности специфические. Когда я стал разрабатывать эту тему, было очень много материала из отечественных и англоязычных источников – его хватило на дипломы бакалавра и магистра. Но углубляясь в тему, понимаешь, что источники «иссякают», возможно потому, что я других языков, кроме русского и английского, не знаю.
Надо расширять зону поиска. Насчёт того, что «все раковины уже найдены» не рискну утверждать. Могут быть ещё новые находки.