Слабовидящим

IT-поддержка учебного процесса

IT-поддержка учебного процесса

Самая актуальная информация в апреле на сайте нашего университета касалась различных сервисов, вебинаров и web-конференций – преподаватели вуза активно встраиваются в систему дистанционного обучения. Как проходит сам процесс этого перехода, рассказывает проректор по информатизации, цифровой образовательной среде и профессиональной ориентации Павел Михайлович Ходырев.

– Что нужно образовательной организации, чтобы нормально обеспечивать дистанционное образование?

– В настоящее время существует множество онлайн-инструментов для работы в дистанционном режиме со студентами. Причём многие из них бесплатны и не требуют привязки к конкретным вузам или рабочим местам в компьютерных классах. У большинства студентов и преподавателей имеются и технические возможности для применения дистанционных технологий (доступ к сети интернет, компьютерная техника, гаджеты, аккаунты в социальных сетях). Поэтому, как мне кажется, успешное применение дистанционных форм работы со студентами зависит, в основном, от наличия соответствующих компетенций у преподавателей и желания их применять, а также от эффективной организации взаимодействия со студентами: планирование дистанционных занятий, оповещение и обратная связь и т.д.

– Технический перевод обучения в новый формат осуществляется в каждом институте отдельно или общей вузовской службой?

– Все локальные акты, регулирующие процесс перехода на дистанционное обучение, конечно же, принимаются на уровне вуза в целом. Также организована централизованная служба поддержки преподавателей и обучающихся как по техническим, так и по учебно-методическим вопросам (система обучающих вебинаров, раздел «Дистанционное обучение» на официальном сайте и его новостная лента, горячая линия). Общеуниверситетскими службами созданы возможности для организации онлайн-трансляций с помощью сервисов AdobeConnect, TrueConf, Zoom, YouTube, для проведения видеозаписей лекционных занятий. В каждом институте оборудованы рабочие места для проведения онлайн-трансляций учебных занятий. В то же время преподаватели ни в коей мере не ограничиваются в выборе форм дистанционной работы, которые можно использовать при реализации образовательных программ.

– В УдГУ написано почти 700 курсов для дистанта, сколько из них пришлось спешно «одевать» в программную оболочку?

– Речь идёт об электронных учебных курсах, созданных в Системе электронного обучения УдГУ. Напомню, в 2018–2019 годах каждый преподаватель УдГУ прошёл повышение квалификации по работе в СЭО УдГУ, в рамках которого создал электронный учебный курс в поддержку одного из своих очных курсов. После перехода на полный дистант многие преподаватели приняли решение перевести и другие свои очные курсы в электронный формат. Ежедневно администраторы получали более 30 заявок на открытие курсов. За последний месяц количество электронных учебных курсов в Системе электронного обучения УдГУ увеличилось почти вдвое.

– Сколько специалистов под Вашим кураторством занимаются обеспечением дистанта?

– Непосредственно в службе технической поддержки работают два сотрудника Центра формирования контингента и новых образовательных технологий (каб. 407 в УНБ им. В. А. Журавлёва). Они администрируют Систему электронного обучения УдГУ и лицензированный доступ к сервису вебинаров и видеоконференцсвязи AdobeConnect, отвечают на различные технические вопросы, возникающие у студентов и преподавателей при применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Техническое обеспечение использования дистанционных технологий также осуществляют сотрудники Управления информационных технологий и телекоммуникаций. Кроме того, в ряде институтов (ИГЗ, ИМИТиФ, ИПСУБ, ИЭиУ, ИНиГ им. М. С. Гуцериева и др.) имеется собственная служба ИТ-поддержки образовательного процесса.

– Какие платформы, программы оказались самыми востребованными и почему?

– Наиболее востребованными оказались Система электронного обучения УдГУ, портал ИИАС, социальная сеть «ВКонтакте». Причины понятны: эти инструменты хорошо известны как преподавателям, так и студентам. Среди сервисов вебинаров и видеоконференций популярны Zoom и AdobeConnect, позволяющие работать даже в домашних условиях. Первый сервис бесплатный и достаточно удобный, второй – давно используется в УдГУ, и у преподавателей накоплен значительный опыт работы с ним. Некоторые институты, например, ИЯЛ, рекомендовали студентам бесплатные массовые открытые онлайн-курсы, размещённые на известных общероссийских платформах.

Выбор периода

апрель 2024 Calendar
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Рубрики