Слабовидящим

Ижевский путь: от посёлка до агломерации

Кто лучше всех знает город? Его начальники, историки, архитекторы? Географы – в этом нас убедил разговор с Валерием Петровичем Сидоровым. Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, картографии и геоинформатики, заведующий лабораторией пространственных исследований «UrbanGEOlab», он входит в экспертный Совет при главе Ижевска, призванный разрабатывать стратегию развития города.

– Моя научная специализация – экономическая и социальная географии, в которой мне особенно интересна география транспорта, чему в своё время была посвящена моя кандидатская диссертация, защищённая в Москве.

В УдГУ, в своей лаборатории мы строим транспортные схемы для новостроек Ижевска, измеряем транспортные потоки и прогнозируем их развитие на будущее.

Мы успешно работали и работаем с такими застройщиками, как «Уралдомстрой», «Ресурс», со специализированными управлениями Администрации города.

– Автотранспортные потоки многочисленных новостроек Ижевска могут задушить Центр города?

– Такие проблемы возникнут, потому что устарел главный документ развития города – Генеральный план, который был разработан ещё в 2006 году. Его регулярно корректируют, но недостаток финансирования зачастую не позволяет его реализовать. Например, в плане прописано расширение такой-то улицы до 4 полос: исходя из этого и строятся транспортные схемы новых жилых комплексов, а улица не расширяется – средств нет. Таких примеров немало. А застройщики не могут ждать, и я их понимаю: это бизнес, деньги – они строят, им нужны транспортные схемы.

Мне нравится эта работа. Чем больше город, тем интереснее в нём работать. Транспорт большого города – очень сложная и интересная система. Только что мы закончили работу (и университет уже получил за неё деньги) по прогнозу развития транспортной схемы для одного из застройщиков в районе улиц Бабушкина, Халтурина, Ухтомского.

Выполняем мы и мелкие заказы для отдельных частников, когда нужно оценить потоки буквально на отдельном отрезке дороги. Мы можем делать гораздо больше работ по оптимизации развития территориальной структуры Ижевска, но заказы в большинстве случаев отдаются московским фирмам.

– Вы работаете над чем-то ещё, кроме транспортных схем?

– Конечно. 2-3 года назад была озвучена на самом высоком уровне и ушла в регионы концепция оценки качества (комфортности) городской среды. В Ижевске такой оценкой могли бы заниматься городское Управление благоустройства и охраны окружающей среды при Администрации города, Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения Удмуртской Республики. Мы, географы университета, в свою очередь, произвели оценку комфортности среды более чем для 240 новостроек Ижевска, появившихся с 2016 по 2020 годы. Созданы прекрасные карты, таблицы, но пока, к сожалению, на них нет спроса. У города нет денег, а частным застройщикам с их целью «построить и продать» это не совсем нужно. И рядовые покупатели не понимают ценности этих расчётов: по бедности им лишь бы за квартиру заплатить. И никто не думает, что потом из этой квартиры можно не выбраться: из-за пробок, высокой шумности…

Мы считали комфортность по 35 показателям. Большое спасибо нашему университету: он нас поддержал в этой работе, выделив внутренний грант. Может быть, идея пока ранняя, мы ещё не мыслим так, что нужно покупать не просто квартиру, а квартиру в какой-то среде. Думаю, для такого подхода время ещё придёт.

– С географических позиций Вам нравится пространственная организация Ижевска?

– Наш город компактный. Все рабочие посёлки, которые начали формироваться во второй половине 18 века, очень похожи. Взять Нижнюю Туру в Свердловской области, где есть филиал УдГУ. Там всего 25 тысяч жителей, но те же пруд, плотина, строившиеся для когда-то существовавшего в городе железоделательного завода. Н. Тура, Ижевск и целый ряд городков (у нас Камбарка, Воткинск) сделаны по одному плану, исходя из потребностей производства. Они строились не для красоты, а для удобства: прямоугольная планировка, компактно стоит завод и на окраинах – посёлки, где живут рабочие завода с семьями.

Настоящий, классический город другой: это, например, Глазов, где от центра радиально расходятся лучи улиц. Это купеческий Сарапул вдоль реки. А Ижевск – это изначально рабочий посёлок: его минус – нет особых архитектурных изысков, а плюс – компактность, благодаря чему в наши дни замечательно работает общественный транспорт. Мне, транспортнику, это «не нравится» – вот в Казани нашим специалистам привольно: там вечно масса транспортных проблем, есть над чем думать, что решать. А Ижевск – один из немногих городов России, где великолепно работает городской общественный транспорт.

– Есть ли шанс у города с родословной посёлка стать настоящей крупной столицей?

– Ижевская городская агломерация есть и так. Агломерация – это скопление близко расположенных населённых пунктов с тесными производственными и людскими связями. Критерием агломерации является маятниковая миграция: есть большой город и его окружение. Он даёт работу, а его надо обслуживать.

Известный принцип территориального планирования, ещё немцами сформулированный, говорит, что в большом городе должны быть аэропорт, университеты, сетевые магазины. В этом плане Ижевск расположен удачно.

Сегодня республика исчерпала чисто экономические ресурсы роста, но есть пассивные ресурсы: например, географическое положение. Это нужно использовать – это я пытаюсь объяснить властям. Нужен другой посыл: Ижевск – не город с населением в 648 тысяч человек, он – центр полуторамиллионной агломерации. Это уже без нас посчитала компания «Леруа Мерлен», придя сюда со своим гипермаркетом. А сколько идут разговоры о международном аэропорте в Ижевске? Насколько и удобно будет для тысяч людей.

Ижевск Сидоров В.П. UrbanGEOlab Новостройки Ижевска