Слабовидящим

На базе МГППУ прошли курсы повышения квалификации «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов»

В марте 2015 года на базе Московского городского психолого-педагогического университета прошли курсы повышения квалификации для исполнителей и соисполнителей проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов». Курсы были посвящены разработке новых модулей образовательных программ прикладного и академического бакалавриата, профессиональной (педагогической) и исследовательской магистратуры. В работе курсов приняли участие М. М. Кибардин, к. г.н., проректор по учебной работе УдГУ, Н. В. Кондратьева, д.филол.наук, профессор, декан факультета удмуртской филологии, Л. П. Федорова, к.п.н., доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России ФУдФ.

Удмуртский государственный университет является соисполнителем государственного контракта № 05.043.12.0016 от 23 мая 2014 г. на оказание услуг по проекту "Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов по программам бакалавриата в рамках УГНС «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки «Педагогическое образование», основной целью которого является формирование новых принципов и подходов в подготовке педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами сферы образования. В результате реализации проекта планируется организовать деятельность студента таким образом, чтобы ориентировать его на достижение новых образовательных результатов, позволяющих максимально овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, необходимыми для работы в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта и профстандарта педагога.

В рамках реализации проекта по модернизации педагогического образования в 2014 году вузами-участниками проекта разработаны и апробированы модули новых образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Работа ведется по четырем направлениям (23 проекта):

  • академический бакалавриат (восемь проектов),
  • прикладной бакалавриат (семь проектов),
  • профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов),
  • исследовательская магистратура (два проекта).

Наш университет принимает участие в апробации экспериментального модуля «Конструирование и реализация образовательных процессов», разработанного Елабужским институтом (филиалом) ФГАОУ ВПО Казанского федерального университета (КФУ). В реализации проекта принимают участие факультет удмуртской филологии и институт психологии, педагогики и социальных технологий. Базой практики (стажерской площадкой) для апробации модуля является Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда.

На сегодняшний день все вузы, участвующие в модернизации, взаимодействуют при экспертной и методической поддержке оператора проекта — Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) и соисполнителя — Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).

Во время проведения курсов повышения квалификации была организована работа проектных команд под руководством научного руководителя практико-ориентированных проектов А. А. Марголиса, первого проректора МГППУ, и заведующего кафедрой психологии образования и развития факультета психологии и социальной работы ВГСПУ А. Г. Крицкого. Проектными командами были получены следующие результаты:

  • спроектирован и согласован перечень общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций выпускника бакалавриата (уровни 6.1 и 6.2.) и магистратуры (уровни 7.1. и 7.2) в соответствии с профессиональным стандартом педагога;
  • спроектированы макеты примерной ОПОП бакалавриата и магистратуры по профилям подготовки «Учитель основного общего образования» и «Учитель среднего общего образования»;
  • разработан инструментарий и основные требования к составлению контрольно-измерительных материала для независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов;
  • даны предложения в состав рабочих групп разработчиков и экспертов контрольно-измерительных материалов;
  • разработаны критерии для создания проектов рубрикаторов библиотеки модулей образовательных программ.

В ходе обсуждения проблем современного образования участниками курсов повышения квалификации были выделены следующие основные тенденции развития российского образования:

1. Смещение акцентов в образовательном процессе в сторону практической подготовки выпускника и реализации образовательной программы, базирующейся на деятельностном подходе.

Как отмечает большинство участников проекта по модернизации образования, практикоориентированная модель обучения способствует развитию у студентов возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

2. Подготовка педагогических кадров с учетом требований профессиональных стандартов, нового законодательства в сфере образования и потребностей системы общего образования.

Внедрение профессиональных стандартов педагога заставляет по-новому взглянуть на роль и место результатов обучения в образовательном процессе. Именно поэтому при формировании образовательной программы первым вопросом становится: Каким должен быть современный выпускник вуза? И лишь потом определить, как к этому прийти. Этот подход заставляет переформатировать и технологию составления образовательных программ, применяя модульный принцип формирования образовательных программ, где модуль рассматривается как автономный структурный элемент ОП, имеющий четко сформулированные результаты обучения (компетенции выпускника) и адекватные критерии оценки.

3. Подготовка педагогических кадров, более мотивированных к педагогической деятельности.

Смещение образовательных акцентов в сторону практической подготовки выпускника, а также широкое использование интерактивных технологий, позволяет говорить о повышении мотивированности познавательной активности обучающихся, а также их заинтересованности в выбранной профессии.

4. Интеграция ресурсов образовательных организаций сетевого взаимодействия для подготовки высококвалифицированного специалиста.

Как показывает опыт, кооперация вуза и школы позволяет сегодня создать единое образовательное пространство с целью мониторинга и аудита возможностей и потребностей педагогической практики и использования полученных результатов для повышения эффективности подготовки будущего учителя.

Реализация ОПОП в сетевом взаимодействии обеспечивает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов нескольких образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность другого уровня (образовательные учреждения, реализующие образовательные программы основного общего образования).

5. Тенденция к независимой оценке качества образования.

Одним из результатов курса повышения квалификации по модернизации педагогического образования стала разработка инструментария и основных требований к составлению контрольно-измерительных материала для независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках УГНС «Образование и педагогические науки» по направлению подготовки «Педагогическое образование». Проектными командами, в том числе Удмуртским государственным университетом, даны предложения в состав рабочих групп разработчиков и экспертов контрольно-измерительных материалов, которые будут едиными для всех вузов. Важным моментом при разработке КИМОв и ФОСов станет тенденция к проведению мониторинга оценки сформированности трудовых действий выпускника вуза, а не владения учебной информацией.

Таким образом, основные тенденции развития системы образования в России диктуют новые требования к организации системы обучения в вузах. В связи с этим основными задачами, которые стоят перед нашим вузом на ближайшие годы в области менеджмента педагогического образования являются:

  • формирование концепции и стратегии подготовки педагогических кадров в УдГУ с целью обеспечения сферы образования республики высококвалифированными кадрами;
  • организация и проведение курсов повышения квалификации для ППС вуза по вопросам модернизации высшего образования РФ;
  • подготовка к переходу на модульный принцип обучения в вузе, в рамках которого модуль выступает в качестве основной образовательной единицы, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента по овладению определенным набором трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога, и направленных в последующем на реализацию профессиональной трудовой функции в реальной профессиональной деятельности;
  • более широкое привлечение школ и СПО в качестве равноправных партнеров университета в подготовке педагогов по формированию профессиональных компетенций студентов;
  • участие в разработке и экспертизе контрольно-измерительных материалов по направлению «Педагогическое образование» в рамках реализации проекта по модернизации педагогического образования РФ.

Проведение подобных мероприятий позволит нашему вузу подготовиться к новым условиям развития педагогического образования в условиях реформирования высшей школы.

Выбор периода

май 2024 Calendar
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526

Рубрики