Эксперты Социоцентра прибыли в наш университет для оценки работы в программе «Приоритет-2030». Главной целью экспертов было ответить на проблемы и по-настоящему улучшить ход реализации проектов.
Кто эксперты?
- Владимир Валерьевич Поддубиков – начальник научно-инновационного управления Кемеровского госуниверситета, основной модератор сессии.
- Евгений Николаевич Павловский – директор-организатор лаборатории аналитики потоковых данных и машинного обучения в Новосибирском государственном университете.
- Евгений Леонидович Муханов – проректор по проектно-инновационной деятельности Южного федерального университета.
Ход работы
Эксперты заявили цели сессии – это попытка ответить на проблемы, по-настоящему улучшить ход реализации проектов. Это работа в формате взаимных запросов: важно понять и услышать друг друга, тогда процесс трансформации будет успешным.
Работа первого дня показала, что вуз большой и многогранный и надо понять, куда он идёт. Очевиден разрыв между политиками и основными процессами.
Два остальных дня, с утра до вечера шла работа в группах по основным направлениям реализации Программы развития: «Целевая модель и система управления»; «Базовые, сквозные и обеспечивающие процессы»; «Стратегические проекты». 12 апреля делали диагностику текущего состояния университета в «Приоритете-2030» и проектировали корректирующие и улучшающие действия.
С начала участия УдГУ в программе уже стало ясно, где появились разрывы между планами и задачами проектов и их реализацией. Экспертам было важно «перемешать» участников разных проектов, поставить их в условия мозгового штурма, когда через активное осознание и обсуждение проблем находятся нужные решения.
Эти решения было важно наметить уже на третий день сессии. Работа шла в форме тренинга: несколько часов длилась разработка в группах, затем начиналось общее обсуждение полученных итогов, вопросы, комментарии. С их учётом группы снова расходились вырабатывать новые для себя модели и механизмы, должные помочь проектам держаться заданной планки.
Обозначенные проблемы
- Проекты, политики и процессы университета не вполне согласованы между собой.
- Нужны кадры, которые бы понимали ситуацию и тренды, хотели и могли трансформировать УдГУ.
- Не все наши учёные понимают, как их разработки могут быть востребованы. Вузу нужна команда менеджеров – посредников между учёными и рынком.
- Перегруженность руководителей стратпроектов. Кажется, что стратегический проект – это личное дело его куратора, и никто не снимает с него учебной, научной, административной, публикационной нагрузки. А развитие проектов требует ещё трансфера технологий, упаковки продукта, РИД, молодых кадров, позиционирование темы.
- Отсутствует стопроцентная осведомлённость о ходе проекта внутри вуза.
- Мы хорошо говорим о своих достижениях, но не умеем обозначать и обсуждать проблемы.
Что ещё акцентировали эксперты?
- Нужно учитывать, что не весь вуз находится в проекте «Приоритет-2030», и это могут быть ваши ресурсы.
- Мы предлагаем такую методику разработки модели развития вуза, как график из 4 векторов: исследования (генерация знаний), образование (подготовка кадров), инновации (предпринимательский университет), рынок (создавать компании, способные трансформировать целые отрасли). Модели будут разными от выбранной стратегии, а скорость их становления – это ключевое условие в трансформации вуза.
- В триаде: политики, управление процессами и стратегические проекты – самое горячее – стратпроекты.
- Идеальный результат, когда в группах мы обозначим разрывы и предложим решения и механизмы, которые управленцы с готовностью возьмут в работу.
- Тема внутренних коммуникаций и доверия. И тут же вопрос по глоссарию: мы одно и то же имеем в виду, когда говорим «партнёрство», «рынок», «продукт университета»?
Команда экспертов об итогах
Стратсессия – это федеральное внимание к лучшим вузам России и решение задач системы. Мы увидели целый ряд тематик, которые вы можете довести до уровня продуктов и формирования компаний, о которых вы сегодня, возможно, и не думаете.
Групповая работа – весьма сложная вещь. Не было уверенности, что мы раскачаем групповую динамику: казалось, что мы очень медленно движемся в понимании, потому что каждый в отдельности свою программу знает и не понимает, для чего нужно её обсуждение. Но в итоге на слайд выводится 5 предложений (а не 60, которые уже давно проработаны), и они реальны.
План встречи был таков: в первый день университет рассказывает, как у него всё хорошо. Задача второго дня – выйти на искренний разговор. Только так мы вовлекаем наши мозги. Мы живём в постоянно меняющихся условиях, когда срабатывают разные внешние факторы, и способность быстро среагировать на это – работа всего коллектива. Кажется, это случилось, может быть, не с той скоростью, как хотелось бы. Но с той, к которой вы готовы.
Спасибо всей команде университета, в том числе административной, что не было апелляционного неприятия всего, что предлагалось.
Ректор УдГУ об итогах
8 месяцев наш университет реализует программу «Приоритет-2030», мы выполнили ряд проектов, написали отчёт, но при этом полного понимания того, куда мы движемся, скажем прямо, не было.
Кто-то из коллег сказал «туман рассеялся» – думаю, это фраза имеет место. Мы начинаем чётче понимать свои цели в этой программе, как их достичь. Этим и ценна для нас стратегическая сессия.
Я благодарю команду университета, всех участников сессии: никто не ушёл, всем было интересно. Эксперты уедут, мы останемся, и нам нужно будет достигать результатов. Интернационализация вуза – дерзкая, креативная, но именно к ней и надо идти.
В первый день меня зацепил тезис, что мы ориентированы на республику. Но это установка Минобрнауки: вузы должны чётко представлять региональную повестку. Треть вузов не знает о том, чем они будут заниматься по региональной повестке. А мы понимаем. Хотя учитываем, что уровень и амбициозность наших задач определяются интересами федерации.
Такие стратегические сессии мы должны практиковать и дальше. Мне, например, не хватило механизмов управления трансформацией. Мы готовы снова пригласить всю вашу команду – вы нам очень понравились. Вам удалось расположить команду университета к взаимодействию. Мы вам очень признательны: за общение, за рекомендации, за полученные на сессии результаты.