Слабовидящим

«Вызовы и уроки» дистанционного образования глазами иностранных преподавателей УдГУ

«Вызовы и уроки» дистанционного образования глазами иностранных преподавателей УдГУ

Шома Шелмеци – настоящий «человек мира»: взять хотя бы тот факт, что степени бакалавра и магистра по лингвистике он получил в двух лондонских университетах. Его увлечение путешествиями и изучением новых языков определили выбор профессии преподавателя иностранных языков и привели Шому осенью 2018 года в УдГУ. Здесь он уже практически два года успешно преподает венгерский и английский языки студентам ИУФФУиЖ и ИЯЛ и продолжает заниматься своим любимым делом: изучает удмуртский и русский языки, знакомится с многонациональной культурой России.

Язык – это в первую очередь коммуникация. Наверное, поэтому людей, увлеченно изучающих языки, как правило, отличают стремление к общению и открытость. По словам самого Шомы, одно из его самых любимых времяпрепровождений – «…бесцельные прогулки и задавание вопросов».

В этот раз вопрос задали мы, и венгерский преподаватель незамедлительно и охотно поделился секретами того, как организовать дистанционное обучение иностранным языкам в период пандемического кризиса.

«При обучении в дистанционном режиме, как преподавателям, так и студентам нужно время, чтобы приспособиться к новым методам и технологическим решениям, но выбор самих решений и оценка их эффективности ложится главным образом на преподавателя. В данный момент я преподаю 2 дисциплины: венгерский язык студентам 4-го курса, которые готовятся к сдаче государственного экзамена, и английский язык студентам 1 и 2-го курсов. Потребности этих двух групп отличаются, поскольку в первом случае требуется в основном доступ к ресурсам и самооценка, тогда как во втором случае необходим интерактивный подход. …после обращения к нескольким ресурсам я выбрал платформу Google Classroom, которая дает мне доступ к разнообразным инструментам (документы, формы и т.д.), позволяет создавать тематические задания, такие как викторины или групповые проекты. К тому же, я могу загрузить на эту платформу нужные материалы и оценивать выполнение заданий».

При подготовке заданий для разных групп студентов Шома исходит из основной цели курса. Так, поскольку для студентов 4-го курса перед сдачей госэкзамена наиболее актуальным является повтор пройденного материала, он выложил лекционный материал в виде презентаций, а также продублировал его в форме видео на Youtube. Кроме этого, он разработал тесты на проверку усвоения пройденного. Такая подача дает каждому студенту возможность повторять материал в собственном темпе и к тому же развивать и закреплять языковые навыки, в силу того, что все материалы представлены на венгерском языке. В дальнейшем Шома планирует дополнить курс видео-сессиями, с целью отработки устного речевого общения.

Курс английского, преподаваемый Шомой, отличается от курса венгерского тем, что нацелен в основном на развитие коммуникативных навыков – говорения и аудирования, а значит, предполагает больше «живого» взаимодействия со студентами. Более удобным решением в данном случае оказалась платформа Jitsi Meet, позволяющая проводить групповые беседы. Для участия в таких видео-беседах студенты могут присоединиться к одной из 4 мини-групп по 3-4 человека в каждой. В составе этих же команд студенты выполняют групповые проекты с помощью совместно редактируемых Гугл-документов. Так, в одном из последних проектов, студенты должны были создать собственную компанию, в которой каждый человек возглавляет свой отдел, презентовать свою компанию, описать ее основную деятельность и стратегию развития. Выполнение таких проектных заданий учит студентов сотрудничать, делиться своими идеями и оценивать идеи других людей, развивает их креативные способности. Помимо групповой работы, каждый студент еженедельно получает индивидуальные задания по грамматике, переводу, восприятию видео на слух.

«В целом к дистанционному режиму нужно привыкать, но как только студенты и преподаватели освоятся с новой системой, она начинает отлично работать. Все материалы и задания расположены в одном легкодоступном месте. Выполнение заданий и их оценивание также не вызывают никаких сложностей. Единственный недостаток – это то, что видео-конференции требуют хорошего интернет-соединения, которое не всегда доступно».

Благодарим Шому за готовность поделиться своим опытом и желаем дальнейших творческих и профессиональных успехов!

Статья подготовлена на основе текстового и видео-материала, предоставленного Шомой Шелмеци на английском языке.